Статьи20.11.2011, 18:01

"Русский марш" как марш в гетто?

Самой большой удачей националистов за последние пару десятилетий следует признать перехват у власти новорожденного праздника 4 ноября – Дня народного единства. СМИ: комментарии «оппонентов» В этот день мы выходим на улицы наших городов, чтобы сказать всему миру и самим себе: русский народ – жив! Жив вопреки всему. Нас убивают, отнимают нашу народную собственность, не допускают к власти, душат нищетой, уничтожают терактами, лишают прав, опускают нашу культуру, попирают наши национальные интересы – а мы все-таки живы и собираемся жить дальше. Чтобы вернуть себе наши права, нашу собственность, нашу культуру, нашу Родину! Власть отняла у нас референдумы и честные выборы, не дозволяет регистрировать русские партии, душит русские СМИ и издательства, преследует и бросает за решетку русских писателей и ученых, общественных деятелей и политиков, запрещает организации, разгоняет русские митинги. Власть не хочет не только обсуждать и решать, но даже видеть и слышать русские проблемы. Но мы напомним ей о них! (Александр Севастьянов, Агентство политических новостей) Новый праздник был узурпирован националистами, чей первый марш состоялся в 2005 году и привел к шокирующим видам тысяч скинхедов с поднятыми в нацистском приветствии руками, марширующих через центр Москвы и выкрикивающих оскорбительные лозунги. Десятки тысяч скинхедов, неонацистов и националистов активно действуют в России, согласно аналитикам и опросам общественного мнения. После прошлогоднего столкновения между полицией и тысячами футбольных фанатов и других экстремистов у стен Кремля  – небывалого всплеска преступлений на почте ненависти – правительство начало принимать более жесткие меры по отношению к этим группам. Но с их страшной ненавистью очень сложно бороться. («The Associated Press», США) С одной стороны, появление праздника под названием «День народного единства» – это реализация проекта, призванного сформировать национальную идентичность жителей России. С другой стороны, логично, что при попустительстве властей этот праздник в своих целях стремятся использовать националисты. Российское руководство вполне осознанно идет на этот риск. Национализм – любимый инструмент нынешних властей. Демонстрации с любыми другими целями Кремлю куда менее приятны. На фоне дефицита возможностей для протеста против правящих элит ряд либеральных политиков в России делают реверансы в сторону националистов. Они ходят по лезвию ножа. (Саша Тамм, глава московского представительства немецкого Фонда имени Фридриха Наумана) Нынешняя активность вокруг русского вопроса напоминает всплеск любви к русскому народу и всему русскому в тридцатые-сороковые годы, когда потребовалась мобилизация и сплочение народа вокруг верховной власти. Тогда тоже было много риторики – не сопровождавшейся, однако, никаким, даже формальным национальным самоопределением русских. Так и сегодня, День народного единства специально придуман для демонстрации единства российского народа с нынешней властью, единства перед лицом внешней угрозы – в первую очередь американской, – миф о которой усиленно внедрялся в общественное сознание все последние годы. Объективно и Русский марш, разрешенный 4 ноября, будет служить этой цели. Стратегическая цель в том, чтобы использовать этот русский порыв для новой мобилизации, укрепления державы и расширения империи. Пока – в виде Евразийского Союза. Власть руководствуется «генетически» заложенными в ней инстинктами традиционного российского великодержавия. При этом и большинство российского народа, и большинство националистов поддерживают идею восстановления державы и расширения империи. И, наконец, еще одна цель правящей элиты: напугать либерально настроенных граждан растущей угрозой русского фашизма, тем самым заставляя и их в поисках защиты солидаризироваться с властью. (Ирина Павлова, историк и публицист, США) Это – то же самое Седьмое ноября, только слегка загримированное. Сменить коммунистическую идеологию на националистическую – вот в чем была задача. А кроме того: идею интернационализма, свободы, равенства, братства – по боку. Зато националистический мотив усиливается… Не думаю, что власть и оппозиция апеллируют к национализму. Нет, они сами и есть носители национализма – они его продуцируют, как шелкопряд продуцирует шелк. Русский национализм вторичен по отношению к российскому милитаризму: это результат того, что российский милитаризм сгнил, растерял то, что хотел бы сохранить, и сейчас опасается, что потеряет и Татарстан, сократившись до размеров приличной европейской страны. Кремль отстаивает свое номенклатурное право – монополию на насилие и монополию на национализм. Поэтому часто националистов тоже закатывают в асфальт – чтобы понимали, кто в стае главный. (Яков Кротов, священник Украинской автокефальной православной церкви (обновленной)) Очевидно, мы становимся свидетелями завершения грандиозного идеологического маневра Кремля, стремительно переводящего вектор своей политики с неоимперского великодержавия на русский этнонационализм. Нечто подобное мы видели только 20 лет назад, когда коммунистическая номенклатура меняла СССР на национальные суверенитеты. Но тогда это была отчаянная попытка вписаться в революционные перемены и оседлать их. Сейчас – это хорошо продуманный замысел. Итак, мы видим завершение первого этапа «русской стратегии»: на фоне тотального пропагандистского давления на демократически-либеральные круги «левой, правой и умеренной» оппозиции оставили один путь для выражения протестных настроений – русский этнический национализм и кавказофобия. И сказочным образом вчерашняя «партия жуликов и воров» оказывается единственной мощной политической силой, не выступающей в качестве глашатая русского этнонационализма. Тем самым она как бы становится «последним бастионом» на пути ксенофобских страстей. Одновременно «легким движением руки» Кремль возвращает себе респектабельность «единственного европейца» и статус защитника меньшинств. (Евгений Ихлов, Kasparov.ru) Националисты, так же как и некоторые либералы, искусственно вычленяют из правящей олигархии отдельные ее компоненты и создают из них образ врага. Националисты – кавказскую мафию, а либералы – путинских чекистов. Националисты выделяют и акцентируют внимание на кавказской составляющей воровской олигархии. Тем самым они, по сути, выводят из-под удара большую часть правящих жуликов и воров, которые к кавказцам никакого отношения не имеют. Такая позиция говорит только об одном. Если подобные националисты или либералы придут к власти, они просто заменят некоторых людей в олигархии (первые – кавказцев на русских, вторые – личных врагов на своих друзей). А сама система-то при этом радикально не изменится. Нельзя делить нынешнюю правящую элиту на кавказцев и русских, чекистов и бизнесменов. Необходимо снести всю эту власть: всю бюрократию и финансовую олигархию. Не повторять ошибок 91-го, снести злокачественную олигархию подчистую, чтобы потом метастазы не пошли. (Игорь Эйдман, Правда.info) СМИ: комментарии «апологетов» Наша национальная идея – всегда побеждать, несмотря ни на что, какие бы вызовы и угрозы перед нами ни стояли, мы – победим! Но Россию победить никто никогда не сможет, потому что мы всегда были едины, являемся едиными и будем едиными! Может, кому-то кажется, что враг может иметь хотя бы один шанс. Нет! Такого не было никогда, и такого никогда не будет! Наша великая история нас объединяет, и нас объединяет наша большая, великая, важная задача: сделать Россию еще сильнее! И мы уверены, что Россия всегда будет единой, сильной и великой державой! С праздником, дорогие друзья! (Борис Грызлов, председатель высшего совета партии «Единая Россия») (Этот праздник) возвращает нас в те времена, когда город воевал с городом, класс – с классом, сословие – с сословием. Россия уже была поделена между собой иными державами. Политический класс того времени оказался не в состоянии защитить свое государство. И тогда на защиту России поднялся сам народ. Люди разных национальностей, разных религий не захотели потерять Российское государство, и они в боях отстояли свое право жить в единой России. Мы вспоминаем эти времена не случайно, и восстановили этот праздник в 2000-е годы не случайно: ассоциации напрашиваются сами собой. Именно тогда, в 2000-е годы, российский народ во главе с новым национальным лидером, Владимиром Путиным, поднялся на преодоление развала и разрухи 80-х и 90-х годов и отстоял свое право жить в суверенном, независимом, свободном, демократическом государстве. Сегодня здесь, на этой площади собрались те, кто неравнодушен к судьбе страны, кто отстаивает свое право на стабильное развитие без застоя и революций. (Андрей Исаев, первый заместитель секретаря президиума генсовета «Единой России») Мы находимся в городе, с которым связаны все исторические даты России, когда русский народ проявлял волю по отстаиванию единства страны. Именно здесь, в Москве, именно на этой земле, решались судьбы страны и 400 лет назад, и сегодня. Нас пытаются разделить на партии, на конфессии, разделить по национальности. И не только разделить, но и противопоставить. Этого никогда не будет! Этого мы не допустим! Нас объединяет общая цель, общие задачи. Спасибо тем, кто сегодня пришел на эту площадь, спасибо тем, кто поддерживает нас! Но спасибо и тем, кто нас критикует, но душой болеет за Москву, душой болеет за страну. Мы все должны объединиться! (Сергей Собянин, мэр Москвы) День народного единства в России отметили празднично и торжественно. Россияне продемонстрировали единство и солидарность. В столице и крупных городах всех регионов страны прошли многотысячные праздничные митинги, концерты и фестивали. В столице торжественный митинг на Поклонной горе провела «Единая Россия». Шествие молодежных организаций на ВВЦ в Москве прошло без происшествий и завершилось фестивалем национальных культур. Среди участников шествия – представители движения «Наши», «Сталь», «Все дома» и др. Праздничные мероприятия носили разные названия и отличались многообразием, но объединяло их одно – россияне продемонстрировали единство, толерантность, верность традициям многонациональной и сильной России. («Актуальные комментарии») Мы знаем, и Березовский этого не скрывает – враги России стали опираться на два элемента. Первый – это ультрапроамериканский либерализм, представленный «несогласными» – Каспаровым, Рыжковым, Касьяновым. Но это движение «оранжевых-несогласных» не имеет никакой поддержки у населения. И тогда они обратились к националистам, к радикалам, которых тоже включили в свою стратегию, потому что здесь, конечно, электоральный потенциал и поле поддержки среди определенных групп населения гораздо больше. Объединение либералов и ультранационалистов в борьбе с российской государственностью является более эффективной стратегией агентов влияния Запада, нежели ставка только на либералов. Эта стратегия разработана госдепом США, озвучена Березовским и запущена в действие в России. (Александр Дугин, лидер Евразийского движения) Прошел Русский марш, на этом марше несли самые разные лозунги, в том числе очень популярный среди националистов лозунг, который в более-менее приличном виде называется «Иметь Кавказ». Так вот я должна сказать, что альтернативный лозунг «Пусть нас имеют исламисты», который предлагают мне Amnesty International и правозащитники, он никогда не соберет массовой аудитории. Когда на эту тему пытаешься дискутировать, выясняется, что эта тема связана с какими-то глубинными табу современного леволиберального сознания, нам говорят: «На эту тему дискутировать нельзя». В XX веке на проблему наций наложено табу, и проблема наций превратилась, действительно, в удел толпы. (Юлия Латынина) Наш комментарий Россия в седьмой раз отметила День народного единства. СМИ в лучших традициях советского агитпропа сообщают о массовых митингах и шествиях, организованных различными политическими партиями и общественными движениями. Особо подчеркивается, что самые крупномасштабные акции провела «Единая Россия». Многотысячные митинги партии прошли во всех городах страны: в Москве на Поклонной горе собралось более 10 тысяч человек. Руководство страны на этот раз встречало праздник вдали от столицы. Центром празднования Дня народного единства стал Нижний Новгород, где четыре века назад Кузьма Минин призвал людей объединиться и идти освобождать захваченную поляками Москву. Президент России Дмитрий Медведев и председатель Правительства Владимир Путин, совместно участвуя в торжественных мероприятиях, личным примером демонстрировали единство, по крайней мере в рамках правящего тандема (лишив тем самым досужих комментаторов малейшего повода для разговора о противоречивых сигналах, посылаемых тем или иным аудиториям). Между тем большинство россиян, как и прежде, праздновать День народного единства не собираются, отмечают социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос проводился 29–30 октября в 46 регионах России. Но россиян, которые вообще не знают о празднике, становится меньше (с 51% в 2009 году до 43% в текущем году), говорится в сообщении центра. Впрочем, точное название праздника россияне вспоминают все реже (с 16% в 2009 году до 8% в нынешнем). По мнению 11% россиян, 4 ноября отмечается День единения, 8% путают День народного единства с Днем независимости России, 4% – с Днем согласия и примирения, 2% – с Днем Конституции, 2% традиционно считают этот день праздником октябрьской революции 1917 года, 1% – альтернативой седьмому ноября. Помимо чиновников и активистов политических партий, по роду деятельности обязанных не забывать о существовании этого красного дня в календаре и принимать самое непосредственное участие в его проведении, заметно выделяются еще две категории граждан, для которых этот день имеет глубокий внутренний смысл: православные верующие и националисты. Для паствы Русской православной церкви вопрос «что празднуем?» решен однозначно и недвусмысленно: в этот день во всех православных храмах пройдут торжественные молебны Казанской иконе Божией матери. Именно в память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской иконы Божией матери 4 ноября, и многие уверены, что День народного единства – это воскрешенный государственный праздник, учрежденный в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. Если кто еще и воспринимает эту дату с подобным пиететом и готовится к ней загодя, так это разнообразные русские националистические движения. Cамой большой удачей националистов за последние пару десятилетий следует признать перехват у власти новорожденного праздника 4 ноября в 2005 году. Тогда и прошел первый Русский марш – как реакция на учрежденный властью искусственный День народного единства. Фактически националисты впервые после разгрома в октябре 1993 года покинули свои кухни и вернулись в пространство публичной политики. Можно было ожидать, что явление будет все более политизироваться и проявит себя, например, в контексте выборов 2007–2008 годов, однако этого так и не случилось. То ли лидеры организаций-участниц не сумели договориться, то ли вообще не было желания развивать политическое измерение, но Русский марш так и не стал фактором политической консолидации националистов, скорее наоборот. Каждый год в преддверии Дня народного единства право-националистические движения вовлекаются в утомительное и комичное для стороннего наблюдателя выяснение отношений. И в этот раз уже в сентябре было объявлено о создании Центрального комитета по подготовке Русского марша, в который традиционно вошли практически все брендовые представители (полу)легального русского национализма – Александр Белов, Дмитрий Демушкин, Владимир Тор и другие экс-лидеры запрещенных Славянского союза и ДПНИ, объединившиеся в движение «Русские». Чуть позже возникла и коалиция по проведению альтернативного «Русского марша», туда вошли менее известные организации: Имперский союз молодежи, Национал-державная партия России (НДПР), Союз народных социалистов, «Руссовет», Всероссийский союз РНВ, московское отделение Русского движения против нелегальной иммиграции. Члены новой «инициативной группы по подготовке Русского Марша» в своем заявлении обвинили конкурентов в предательстве интересов «русского народа» и «сговоре» с властями. Поводом для таких заявлений стали поездка Белова и Демушкина в Чечню летом этого года и одобрительные заявления последнего по адресу Рамзана Кадырова. Подавляющее большинство ультраправых резко негативно оценили как сам факт поездки, так и высказывания Демушкина. Однако, несмотря на все заявления и утверждения, серьезную «альтернативу» пока создать не удалось. Свежеобразованная «инициативная группа» объявила о своем самороспуске сразу же после проведения Русского марша-2011. В этой ситуации нет ничего нового. «Альтернативные группы» возникают фактически перед каждым «русским маршем». Чаще всего членам этих групп не удается между собой договориться, и акций проводится несколько. Так, в 2008 году согласованные и несогласованные мероприятия проводили Народный союз и «Русский образ», с одной стороны; ДПНИ, Славянский союз и РФО «Память» – с другой; «Русское ДПНИ» – c третьей; «Народный собор» – c четвертой. В 2009 году основной Русский марш был организован ДПНИ и Славянским союзом, а конкурирующее мероприятие проводили «Русский образ» и «Сопротивление». (И это не считая мелких мероприятий под тем же брендом.) В 2010 году ДПНИ и «Русский образ» объединили усилия, и «марш» стал самым массовым за все время его проведения. Но уже во время первомайского шествия 2011 года (это мероприятие традиционно менее массовое, чем РМ) опять нашлись «альтернативщики», и в Москве прошло два марша русских националистов. На этот раз лейтмотивом Русского марша стали лозунги в рамках кампании «Хватит кормить Кавказ», которую проводят национал-демократы из Русского гражданского союза и Русского общественного движения. Сотрудничество националистов и демократов стало самой обсуждаемой темой в околополитической среде задолго до состоявшегося 4 ноября в Люблине шествия. В минувшем десятилетии демократы и националисты по разным причинам оказались одинаково дискредитированы и недееспособны, но в последние годы наиболее прагматичные из них пытаются переломить ситуацию. К демократам пришло понимание, что у либерализма в России нет будущего, если он останется чужд национальному самосознанию русского большинства. Националисты пришли к мысли, что будущее у русского национализма есть только как у национально-освободительного движения. Поэтому стоит ли удивляться, что в итоге Алексей Навальный и Владимир Милов оказались на трибуне митинга «Хватит кормить Кавказ», который организовали национал-демократы? Это закономерное следствие сближения позиций националистов и либералов, которое наблюдалось в течение последних лет. Нельзя сказать, что тактический альянс демократов и националистов принес значительные дивиденды кому-либо из них. Совместное участие в организации Русского марша Навального, Демушкина и Поткина (Белова) вызвало возмущение как в националистическом, так и в демократическом лагерях. Националисты обвиняли Навального и Поткина в заявлении на скинхеда по 282-й статье УК РФ и обсуждении «как сесть на шею националистической волне и взять с их помощью Кремль», а Демушкина и Тора – в славословии чеченских порядков и главы Чечни Рамзана Кадырова. Во время выступления Белова и Навального на митинге, по свидетельству очевидцев, толпа свистела и гудела. В свою очередь, с негодованием в адрес Навального выступили известные правозащитники (Людмила Алексеева, Светлана Ганнушкина, Лев Пономарев), либералы (Борис Немцов, Роман Доброхотов) и журналисты («Эхо Москвы», «Новая газета»). Ранее они называли Алексея Навального «нерукопожатным». Интересно, что они скажут сейчас – после того как Навальный, улыбаясь, шел среди зигующей, требующей «смерть жидам» и «Е*ать Кавказ!» толпы? Очевидно, что со временем РМ все более стал походить на ритуальное действие, на какой-нибудь День святого Патрика (удачное сравнение Лимонова) – шумное, но по сути фольклорное и для власти безопасное. Напомним, что Русский марш уже третий год подряд проходит в московском спальном районе Люблино. Организаторы каждый раз подают заявку на марш в центре Москвы, однако каждый раз власть указывает им на окраину, и они, поторговавшись, соглашаются. Как гласит известная арабская поговорка: то, что повторяется дважды, повторяется всегда. Но мы и без арабов понимаем, что, единожды дав слабину, а тем более прогнувшись несколько раз, лидеры националистов не смогут больше настоять на своем никогда. Фактически Люблино с их подачи превращается в этакий московский «гарлем» – гетто для русских, где русские могут маршировать, «кидать зиги», кричать «Е*ать Кавказ, е*ать!», не рискуя при этом попасть под раздачу полиции или представителей «братских народов» б.СССР. Ничем, кроме как слабостью, такое положение вещей объяснить нельзя. Неудивительно, что некоторые участники марша под стать своим лидерам. Замотанные в шарфы, с масками на лице, они съезжаются со всей Москвы в гетто, чтобы излить душу и хоть на время забыть о своем ежедневном страхе и своей личной слабости и незащищенности. Именно такое впечатление оставляют кадры трансляции с последнего марша – болезненная компенсация за ежедневные унижения. Между тем власть по-прежнему боится неуправляемого «фашизма» и по-прежнему хочет взять его под контроль. Она не может разрешить Русский марш в центре города, но и не решается вовсе запретить, оттого загоняет его в Люблино. Чтобы держать Демушкина в узде, перед самым маршем на него заводят аж два уголовных дела. А чтобы уменьшить количество козырей в националистической колоде, выносятся крайне жесткие приговоры убийцам футбольных болельщиков – 20 лет Аслану Черкесову за убийство Егора Свиридова и 17 лет Ахмедпаше Айдаеву за убийство Юрия Волкова. Власть не понимает, что этими половинчатыми мерами только усугубляет ситуацию. Желая услужить «и нашим и вашим», она не устраивает ни одних, ни других. Между тем содержательная бесцветность предвыборной кампании «Единой России», неспособность власти и ее партии предложить привлекательные цели и ценности создают идейную пустоту, которая заполняется примитивными, но понятными и эмоционально цепляющими националистическими лозунгами. Судя по социологическим исследованиям, налицо несомненный рост националистических настроений среди русского населения. Эти настроения питаются продолжающимся притоком на коренные русские территории мигрантов с Северного Кавказа и из среднеазиатских государств СНГ, неурегулированностью трудового статуса зарубежных мигрантов, различиями в бытовой культуре и нормах поведения, ростом этнической преступности. В условиях, когда растущая часть населения испытывает разочарование в традиционно выдвигаемых «Единой Россией» лозунгах стабильности, оппозиция (как системная, так и внесистемная) рассчитывает собрать дополнительные голоса за счет избирателей, остро недовольных положением дел в сфере межнациональных отношений. Сможет ли в оставшееся до выборов время партия власти выработать внятную и убедительную позицию по этим актуальным вопросам или будет и дальше отделываться пропагандистскими штампами на тему крепнущего единства многонационального российского народа, продолжая терять поддержку избирателей, – время покажет. Источник: rusrand.ru

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий Всего комментариев: 0
Имя:*
E-Mail:
  • winkwinkedsmileambelayfeelfellow
    laughinglollovenorecourserequestsad
    tonguewassatcryingwhatbullyangry
Введите два слова,
показанных на изображении: *
"Русский марш" как марш в гетто?