Статьи21.10.2011, 11:01

"МК" провел раскопки в бюджете страны

22 октября Госдума примет в первом чтении проект бюджета страны на 2012-2014 год. Событие вроде бы ежегодно-традиционное, но есть основания считать его не вполне рядовым. Во-первых, впервые за 11 лет отстаивать перед парламентом главный финансовый план страны будет не вице-премьер Алексей Кудрин, а и.о. министра финансов Антон Силуанов. С внешне тихим и скромным г-ном Силуановым даже взбудораженным выборами оппозиционным депутатам спорить не очень интересно - калибр не тот, да и приставка и.о. расхолаживает... А во-вторых, впервые проект бюджета уже раскритикован в пух и прах его "отцом" - отправленным в отставку Алексеем Кудриным. Но "МК" традициям изменять не стал и накануне голосования поговорил о качестве обсуждаемого документа с постоянным оппонентом г-на Кудрина, членом Комитета по бюджету и налогам, доктором экономическим наук Оксаной Дмитриевой ("СР"). - Как всегда, начнем с общей характеристики... - У нас были бюджет упущенных возможностей, бюджет спада, бюджет стагнации, прошлогодний мы называли «бюджетом затягивания в трясину необдуманных решений и провальных реформ». А сейчас перед нами - венец кудринских творений: бюджет, захлебывающийся в дорогостоящих ошибках, количество и масштаб которых уже не могут быть нейтрализованы ростом цен на нефть. Неразбериха - его отличительная черта. Бюджет опять представлен в Госдуму в таком виде, что использовать при его изучении современные компьютерные программы нельзя, и, чтобы понять что-либо, приходится заниматься раскопками буквально вручную. Классификация (группировка доходов и расходов с присвоением ей кодов. - «МК») стала еще более запутанной, расшифровки цифр в самом бюджете нет. Есть лишь аналитические группировки, подготовленные Минфином, хотите им верьте, хотите - нет... Закрытость расходных статей позволяет в пропагандистских целях манипулировать цифрами, вводя в заблуждение не только рядовых россиян, но и высших должностных лиц. Вот наглядный пример: инновации. Как много хороших слов сказано! Отдельно выделенного функционального раздела «наука» теперь в бюджете нет, и узнать, сколько всего выделяется на эти цели, нельзя. Но, чтобы отвечать вредным людям вроде нас, в аналитической группировке Минфина утверждается, что в 2012 году общие расходы на науку составят 323 млрд. В 2011 году было 228 млрд. Рост аж на 42%! Откуда? Осуществляем раскопки и выясняем: чтобы показать хорошие результаты, к этому разделу просто приписали расходы на космос (75,6 млрд. рублей), которые в прошлом году сюда не входили. - То есть реального увеличения почти нет? - Почти в 2 раза увеличены расходы на развитие гражданской морской техники, на космос дадут больше, на исследования в области здравоохранения - незначительно больше, но расходы на многие другие прикладные исследования заморожены. Если же говорить о фундаментальной гражданской науке, то здесь сокращение абсолютное: 94% от уровня прошлого года. Приоритетной статьей расходов наука так и не стала. Зачем инновации, если можно делать манипуляции? «Разница кому-то достается» - А что вы имеете в виду, когда говорите о дорогостоящих ошибках? - Это и провальная пенсионная реформа. Это и дорогостоящие амбициозные проекты - Олимпиада, форум АТЭС, ряд инвестиционных проектов (150-160 млрд. ежегодно)... И вместо прямых бюджетных инвестиций по проектной смете, которые потом можно хоть как-то проверить, мы опять видим бесконтрольные взносы в уставные капиталы различных компаний! Перечисление счастливчиков-получателей - на нескольких страницах. Зачем тогда было приватизировать или акционировать все это? Бюджет должен финансировать лишь свои прямые функции или казенные предприятия! Было бы понятно, если бы мы увеличивали долю государства в этих компаниях ради плавной национализации, но такой цели не заявлено. А особые экономические зоны? А новая затея - ОАО «Туристический кластер Северо-Кавказского региона»? Около 16 млрд. рублей в 2012 году... Но самая дорогостоящая ошибка - привычная политика занижения доходов (расчеты делаются исходя из заниженной цены на нефть и инфляции) и пополнение Резервного фонда. Цена ее в 2012 году, по нашим прогнозам, может составить около 1,5 трлн. рублей. - То есть вы, в отличие от правительства, считаете, что дефицита в 877 млрд. рублей в следующем году быть не должно? - Бюджет-2012 - уникальный: в нем изначально планируются и дефицит, и профицит в одном флаконе. В 2010 и 2011 годах так получалось по факту исполнения, когда прогнозировали дефицит и займы на его покрытие, занизив доходы, потом доходы оказывались существенно больше, но займы все равно осуществлялись в запланированном объеме и направлялись в Резервный фонд. При этом деньги занимали под 7-8% на внутреннем рынке, а размещали в составе золото-валютных резервов ЦБ, Резервного фонда под 1,3-1,4% в чужой экономике. Если бы такие операции осуществил менеджер коммерческого предприятия, его судили бы за мошенничество и обвинили в подведении предприятия под ложное банкротство... В 2011 году займы составили 1,1 трлн. рублей, а Резервный фонд пополнили на 925 млрд. рублей. Теперь запланировали взять в долг 1,3 трлн. рублей и пополнить Резервный фонд на 512 млрд. Даже если считать, что доходы посчитаны Минфином правильно, зачем занимать лишние 512 млрд. рублей под 7-8%, если можно просто не пополнять Резервный фонд? При этом расходы на обслуживание госдолга вырастут в 2012 году на 121 млрд. рублей. Растет и внешний частный долг... - Но Сергей Степашин недавно в Госдуме заявил, что ошибки 2008 года учтены и столь внушительной кредиторской задолженности у бизнес-структур сейчас нет. - Все возвращается на круги своя. Внешний частный долг квазигосударственных и негосударственных компаний (а опыт показывает, что государство и по этим долгам у нас отвечает) - 470 млрд. долларов, прирост на 120 млрд. долларов по сравнению с падением после кризиса. - Почему же государство так активно занимает? - Когда вы свои деньги кладете под 1% в зарубежную экономику, а занимаете под 7-8%, разница кому-то достается. Кому? Это вопрос к правоохранительным органам и Росфинмониторингу... Если же подвести итог, ошибочные решения ежегодно съедают львиную долю федеральных средств, а экономию, «оптимизацию» бюджетных расходов предлагается осуществлять за счет сокращения базовых функций социального государства в области здравоохранения, образования, инфраструктуры. «Берут тему, поиграются, а на следующий год забывают» - В 2012 году в полном объеме вступит в силу закон о новом механизме финансирования бюджетных учреждений. Это нашло свое отражение? - Конечно. Средства, которые раньше выделялись на содержание бюджетных учреждений, теперь идут как субсидии некоммерческим организациям (все БУ станут НКО. - «МК»). Но мы уже не можем определить, что там внутри: сколько заложено на зарплату, налоги, оплату услуг ЖКХ. «Субсидии» - и все. Остается только верить расшифровкам Минфина. Написано, например, что субсидии посчитаны исходя из необходимости проиндексировать зарплату федеральным бюджетникам с 1 октября 2012 года на 6% - таков официальный прогноз инфляции. Но если так, отставание индексации зарплаты бюджетников от инфляции составит почти 20% (в 2009 и 2010 годах официально цены росли на 8,8% ежегодно, но индексации зарплат не было. - «МК»). То же самое - 6% индексация - рекомендовано регионам, значит, отставание зарплаты в образовании и здравоохранении от среднего уровня по экономике сохранится. - А как же обещание Путина за 2 года довести зарплату учителей до средней по промышленности? - Может, обещание и есть, но в федеральном бюджете я этого не вижу, и в бюджетах субъектов никаких дополнительных средств на индексацию зарплаты бюджетникам не заложено. Кстати, замораживаются - то есть не индексируются в зависимости от инфляции, что по факту означает сокращение, - большинство позиций из национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение»: расходы на совершенствование онкологической помощи, денежные выплаты участковым врачам, дополнительная диспансеризация работающих граждан, надбавки за классное руководство... С учетом того, что в 2011 году многие медицинские центры были загружены квотами на 50-60%, совершенно недостаточно увеличение расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь на 20%. Значит, как платили люди из своего кармана за дорогостоящие операции, так и будут платить. К сожалению, соблюдено общее правило: берут какую-то тему (наука, нацпроекты, поддержка семьи и детей), поиграются с ней, а на следующий год забывают, и появляется новая игрушка. Теперь приоритетом стали законы о полиции и о повышении денежного довольствия военнослужащим - отсюда и значительное увеличение расходов на правоохранительные органы (46%) и национальную оборону (20%). Нельзя сказать, что бюджет не позволяет сделать скачок по этим направлениям, - надо просто по-другому все остальные статьи расходов планировать. - В целом расходы на образование и здравоохранение в 2012 году все-таки вырастут? - Незначительно, чуть выше уровня инфляции. На образование - на 7,8%, на здравоохранение - на 9,4%. Ситуация с расходами на культуру намного хуже: они и в 2012 году снижаются в абсолютном значении. - Как скажется на бюджете снижение общей ставки страховых взносов с 34% до 30%? - Правительство почему-то считает, что потеря в доходах будет - 270 млрд. рублей, хотя общая ставка снижается всего на 4%, а с зарплат свыше 512 тыс. рублей в год возьмут 10%. Впрочем, подробных расчетов не представлено... Вознаграждения членам советов директоров, бонусы, дивиденды по-прежнему взносами не облагаются. Раньше правительство нас пугало - мол, облагать большие доходы нельзя, потому что это автоматически приведет к увеличению пенсионных прав богатых, и Пенсионный фонд не сможет обеспечить выплату гигантских пенсий олигархам. Но теперь-то решено, что все дополнительно собранное идет на солидарную часть пенсии, то есть не приводит к увеличению выплат каждому конкретному гражданину! Почему же нельзя облагать взносами бонусы и дивиденды? А какой стимул у представителя среднего класса с зарплатой в 50-60 тысяч в месяц требовать с работодателя уплаты страховых взносов, если сколько он ни заплати - все равно работник обречен на маленькую пенсию? - Дефицит Пенсионного фонда сохраняется? - Пенсии проиндексируют на 9%, но фактический дефицит бюджета ПФ составит 1 трлн 900 млрд. Это больше, чем в этом году. Причем о стабильности налоговой системы остается лишь мечтать: все нововведения - лишь на 2 года. Как скукожить регионы - Счетная палата в заключении на проект бюджета констатирует, что число регионов-доноров в 2012 году сократится до 11 из 83 (сейчас их 14). В каком направлении развиваются межбюджетные отношения? - Перед бюджетом правительство ставит задачу «эффективной децентрализации полномочий». Видимо, имеется в виду намерение взвалить на регионы новые расходы и забрать доходы. Считается, что расходы региональных бюджетов сократятся в 2012 году из-за того, что финансирование полиции в полном объеме станет осуществлять бюджет федеральный. Никто не считал, насколько быстро регионы от этого бремени смогут освободиться, но дополнительные полномочия на 70 млрд. рублей «взамен» им передают: выплата пособий при устройстве детей-сирот в приемную семью или семью опекуна, социальная поддержка жертв политических репрессий в полном объеме, переподготовка безработных, содержание техникумов... Одновременно на федеральный уровень отбирается часть акцизов на алкоголь и госпошлина за регистрацию транспортных средств (около 90 млрд. рублей), а помощь регионам из федерального бюджета сократится до 89% к уровню 2011 года. Справятся ли все регионы с новыми задачами - сказать трудно. Очевидно одно: идет скукоживание их доходной базы, а в качестве спасательного круга предлагается возможность сокращения сети школ, больниц и библиотек и перекладывание на население расходов по ЖКХ. - А почему расходы на ЖКХ сокращаются так резко - на 42%? - Правительство утверждает, что в 2011 году завершатся программы обеспечения квартирами ветеранов войны и военнослужащих. Однако это далеко не так. При этом нацпроект «Доступное жилье» будет профинансирован лишь на 78% к уровню 2011 года. А подраздел «Благоустройство» составит 2% (!!!) от нынешнего: не заложены расходы на капитальный ремонт, ремонт дворовых территорий и проездов. Это под выборы было, а выборы уже пройдут... Никаких решений других проблем коммунальной инфраструктуры не предлагается. - Может быть, их возьмут на себя на местах? Минфин утверждает, что с наполняемостью бюджетов и их исполнением ситуация в регионах неплохая... - У регионов нет Резервного фонда, они так же, как Минфин, занижают доходы бюджета, а потом его исполняют. Они планируют индексацию зарплат бюджетникам в 6% при инфляции в 10%, а потом вдруг обнаруживается, что у учителей она - 70% от средней по региону. Дома престарелых горят, школы рушатся и закрываются, города замерзают, жилье разваливается, а очередь на социальное жилье - 20-30 лет... И они так же, как федеральный центр, отучились осуществлять расходы, готовить проектно-сметную документацию. Зато профицит - не потому, что денег много, а потому, что они не умеют деньгами управлять. Разучились. Теперь разучатся планировать и зарплату бюджетникам, начисления на нее и коммунальные расходы - зачем заморачиваться? Достаточно прописать субсидию одной цифрой... Источник: mk.ru

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий Всего комментариев: 0
Имя:*
E-Mail:
  • winkwinkedsmileambelayfeelfellow
    laughinglollovenorecourserequestsad
    tonguewassatcryingwhatbullyangry
Введите два слова,
показанных на изображении: *
"МК" провел раскопки в бюджете страны