Статьи26.07.2012, 00:05

"Газпром" выбьет из рук украинской элиты главный козырь

Недавняя встреча Владимира Путина с итальянским премьером Марио Монти, на которой кроме всего прочего прозвучали слова и о грядущем строительстве «Южного потока» поставила в очередной раз на повестку дня вопрос о судьбе украинской газотранспортной системы. Проблема ее эффективности в новых условиях ведь только на первый взгляд может показаться «технической».

Газотранспортная система для Украины — это почти то же, что и убитый «Жигуленок» для гостя столицы, на котором он колесит до износу по московским улицам, зарабатывая деньги для большой семьи, оставшейся в предместьях Ташкента. Фактически, это один из немногих козырей, если вообще не единственный, с помощью которого Киев может позволить себе более-менее уверенный диалог с Москвой. Да, есть Черноморский флот, но его судьба российскую элиту трогает куда скромнее, чем газовый транзит в Европу, обеспечивающий фантастический навар.

Покуда «Южный поток» лишь в проекте (его строительство начнется предположительно в конце текущего года), запущенный недавно «Северный поток» слишком слаб, поэтому и роль украинского транзита, в том числе в сравнении с белорусским, пока что трудно переоценить. Но вот продолжаться такой праздник для Киева, как предрекает ряд экспертов по энергетике, будет недолго... Россия заметно охладела к украинской ГТС и, судя по всему, поставила крест на развитии данного направления. Шутка ли — на носу куда более совершенная альтернативная транзитная сеть. Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер даже изволил отшутиться еще в январе сего года в ответ на вопрос о судьбе украинской газотранспортной системы. Ее судьба, как заметил глава газового холдинга, «полностью зависит от той роли, которую отводит газотранспортной системе сама украинская сторона. Если, как можно услышать на Украине, ГТС - это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее».

Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов позже пояснил остроумную сентенцию шефа: «После реализации всех запланированных «Газпромом» газотранспортных проектов: «Южный поток» с максимальной производительностью, «Северный поток» с дополнительными новыми нитками, учитывая уже имеющиеся в собственности компании транспортные мощности в Белоруссии и в Черном море, транзитное значение Украины для экспорта российского газа будет равно нулю». Что, как говорится, и требовалось доказать.

Украинская сторона, впрочем, не склонна паниковать и возмущаться. Киев склонен пока что относиться к подобным заявлениям Москвы как к недоразумению. Вот и украинский премьер дерзнул усомниться в том, что Россия сдюжит без их транзита: «На самом деле никакой особой альтернативы ни Северный, ни Южный поток нашей ГТС не представляют... Даже построив «потоки», Россия все равно не сможет избавиться от зависимости от транзита через Украину, поскольку морские маршруты не будут иметь преимуществ хранения газа в подземных хранилищах», - пояснил украинский премьер. И напомнил, что во время аномальных морозов зимой Россия была вынуждена воспользоваться подземными газовыми хранилищами Украины, дабы восполнить дефицит...

О перспективах дальнейшего функционирования украинской газотранспортной системы (ГТС) в свете наличия у России альтернативных путей транзита газа в беседе с обозревателем KM.RU рассказал доцент Российской академии госслужбы при президенте РФ, кандидат экономических наук Вениамин Вутянов:

- С точки зрения внутренней украинской политики, у кого в руках ГТС — тот и правит страной, предопределяет направление ее развития. И Тимошенко, и Ющенко пытались, кроме всего прочего, использовать фактор наличия украинской ГТС в политических играх с Россией. Привело это, в конечном счете, к тому, что в России сложилось представление об Украине как о ненадежном транзитере нашего экспортного товара, приносящего высокую долю доходов в бюджет. И потому решение о строительстве альтернативных путей - северного газопровода «Нордстрим» и «Южного потока» - было принято неслучайно, а для того, чтобы российский газ гарантированно мог поступать европейским потребителям вне зависимости от позиции Киева. И на сегодняшний день, «Газпром» как поставщик и правительство РФ как основной гарант поставок газа на украинскую ГТС ставку не делают, направляя основные усилие на создание обходных путей. Стало быть, и позиция вырисовывается вполне определенная: если Украина готова работать на тех условиях, которые удобны «Газпрому» - значит, будем с ними работать, если не готова — активизируем обходные пути, в том числе Северный и Южный потоки.

Но хотя теоретически мы можем и вовсе обойтись без украинского транзита, их газотранспортная система все же представляет собой развитую инфраструктуру, в том числе имеет газохранилища. Кроме того, обнадеживающе прозвучали где-то месяц назад слова премьер-министра Николая Азарова, что главная ошибка предыдущего руководства Украины была в том, что оно пыталось дистанцироваться от России. Соответственно его политика должна быть теоретически направлена на сближение с Россией, должна быть ориентирована на то, чтобы договариваться и работать совместно с Россией, с учетом взаимных интересов. Но пока что очевидно лишь, что посредством своей ГТС Украина пытается извлечь какие-то то ли политические, то ли экономические, то ли финансовые дивиденды. При этом, напомню, сейчас ведется работа по проекту межправительственного соглашения до 2020 года, согласно которому будут учитываться цена прокачки (транзита), нужные Украине объемы газа и его цена для Украины.

Серьезны ли разговоры о том, что украинская ГТС доживает последние месяцы? Дескать, уже через пару лет она прекратит существование как таковая, о чем пишут в ряде СМИ.

- На самом деле, ежегодно «Газпром» вкладывает не менее миллиарда долларов в поддержание дееспособности украинской газотранспортной системы. Если однажды очередные деньги на содержание ГТС перечислены не будут, то конечно не факт, что она сразу остановится, но проблемы определенные начнутся, и притом серьезные, ведь украинская ГТС уже достаточно изношена. На самом деле, уже где-то на протяжении минимум двух последних лет вопрос о техническом состоянии системы поднимался неоднократно. А это уже скорее козырь для наших газпромовских функционеров. Но пока что «Газпром» регулярно за свой счет проводит ремонтные работы, то есть, очевидно, с нашей стороны есть заинтересованность, чтобы украинская ГТС все-таки функционировала исправно и долго.

Вопрос в конечном итоге упирается в то, кто будет собственником украинской ГТС. Года 2-3 назад Виктор Ющенко достаточно четко обозначил существующий на то время расклад, заявив буквально, что у Украины есть один весомый политико-экономический козырь — украинская газотранспортная система, но она-де не продается. Украинская сторона также предлагала увеличить транзитные мощности ГТС, но в этом объективно уж точно нет нужды, нам-то это зачем при наличии Северного и Южного потоков, которые при этом технически и новее и совершеннее — их инфраструктура ни в какое сравнение не идет с устаревшей инфраструктурой ГТС. Между тем, Украина продолжает считать свою газотранспортную систему весомым козырем в диалоге с Россией, но если посмотреть на ситуацию честно — торговаться им по сути не с чем. Представляется, что официальному Киеву сейчас было бы разумнее не упорствовать, а молить «Газпром», чтобы он их не бросил...

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий Всего комментариев: 0
Имя:*
E-Mail:
  • winkwinkedsmileambelayfeelfellow
    laughinglollovenorecourserequestsad
    tonguewassatcryingwhatbullyangry
Введите два слова,
показанных на изображении: *