Статьи6.08.2012, 20:05

"За нашу и вашу свободу вероисповедания"

Государственный департамент Соединенных Штатов недавно выпустил ежегодный доклад, так называемый МДРС (Международный доклад о состоянии религиозных свобод, International Religious Freedom Report). Такой доклад ежегодно формируется и составляется аналитиками Госдепа, чтобы дать представление об уровне соблюдения 18-й статьи Всеобщей Декларации прав человека, которая декларирует свободу вероисповедания. Она обращает внимание на одну из самых верных шкал замера свободы вообще - религиозную.

В докладе России посвящен отдельный раздел. Эксперты отмечают, что российская конституция гарантирует свободу вероисповедания, но законы и подзаконные акты ее наоборот ограничивают (constitution provides for religious freedom, but other laws and policiesrestrict religious freedom). В России, по мнению экспертов Госдепа, в основном ущемляются права мусульман и небольших религиозных групп, таких как последователи турецкого исламского богослова Саида Нурси, «Свидетелей Иеговы», Церкви саентологии и других им подобных. Отмечено, что «представители религиозных меньшинств испытывают сложности с регистрацией своих организаций, их деятельность ограничивают, а активистов нередко арестовывают» (reports of abuses of religious freedom, includingdetentions). Далее говорится о селективном применении законных ограничений в отношении религиозной свободы (the governmentselectively enforced existing legal restrictions on religious freedom).

Речь заходит и о манипулятивной практике применять ярлык «экстремистская» в отношении некоторых религиозных групп и их литературы. Эксперты понимают, что религиозные свободы связаны по своей природе одновременно с ограничениями на некоторые виды практик. Границы приемлемости могут варьировать: так римский сенат особым указом 180 г. до н. э. запретил вакханалии, а во вполне либеральной Голландии меннонитам и амишам жилось не то, чтобы очень хорошо, почему они и бежали за океан. Однако в докладе говорится и о том, что юридические чиновники и отдельные сотрудники ФСБ (individuals within the FSB andother law enforcement agencies) «зажимают» (harassed) некоторые религиозные группы, проводят обыски и используют налоговые иски и договоры об аренде как средство давления. Нам понятно, что здесь есть и возможный коррупционный подтекст, но в докладе он прямо не прописан. В целом, отмечают в докладе, в России дело с религиозной свободой обстоит непросто: она ограничена для мусульман и членов небольших религиозных групп.

В то самое время, как авторы доклада отмечают притеснения в России последователей Саида Нурси, другой американец, глава христианской благотворительной организации «Open Doors» Карл Меллер (Carl Moeller), выступил с обвинением другого рода. Он обратил горькие упреки христианам в США за отсутствие солидарности с христианами на Ближнем Востоке, количество которых сокращается и жизни которых находятся под угрозой.

Сперва кажется, что это просто разговор о разных вещах: Госдеп говорит о религиозной свободе, исходя из политической логики, а Меллер - о политике, исходя из логики христианской. Понятно, что русскому человеку «простая христианская» логика ближе и понятней. Конечно, и христиане на Востоке тоже примерно так думают и порой упрекают Запад, который их «предал и забыл». Но, если посмотреть на это дело пристальнее, окажется, что в позиции американского общества, выраженного двумя его институтами, церковью и правительством, есть признак внутреннего противоречия, т. е. трансформации. Основания Америки - в религиозных свободах, которые искали беженцы из Европы, требование свободы было радикальным в борьбе за национальные религии. Достаточно вспомнить, что президент Соединенных Штатов приносит присягу на Библии, а священники любых церквей имеют преимущественное право на убежище по конституции США. И вот Меллер справедливо указывает на то, что политическая поддержка радикального исламизма, «братьев-мусульман» в Египте и сирийской оппозиции указывает на постепенное размывание, а то и на смену ценностей. Христианский активист возмутился не тем, что происходит на Ближнем Востоке. Он возмутился тем, что происходит и отчасти уже произошло в Америке. Под влиянием требований политкорректности или растущего «черного ислама» ценности, сформированные отцами-основателями Соединенных Штатов и восходящие к христианской Европе, вымываются и уступают место другим. Выходит, по Меллеру, что Америка отчасти идет против своих же оснований. Политическая прагматика, которая заставляет поддерживать сторонников Нурси в России и Мурси в Египте, есть не традиционный, а новый, тренд американской политики. В рамках этого тренда начинается малозаметная пока перепалка построенная на подозрениях в неверности национальным основаниям.

Действительное устройство конфессионального разнообразия, в котором важная часть гарантий стабильности лежала в России, как историческом центре восточного православия серьезно травмировано сейчас во всем мире. Эта эрозия и трансформация - не русская специфика, она связана с диффузией интересов и смещением ценностной картины мира в том числе и в самих США. На секунду представим себе, что будет, если американские ортодоксы перестанут поддерживать израильское государство? Поэтому, историческая роль России - защищать христиан на Востоке и быть гарантом их сохранения.

И еще: из доклада прямо следует насущная необходимость всем нам понять собственные основания. Например, в том же докладе Госдеп удивляется, почему РПЦ «слилась с государственным аппаратом» и пользуется преференциями. Удивляется правильно, но только в смысле современной конструкции. Если же думать в логике истории, то ясно будет, зачем и почему церковь при Юстиниане Великом или Иване Грозном была тесно сращена с царством и жестко гнала инакомыслие, а при романовской династии все это начало становиться анахронизмом. Ну а сейчас такая прямая связка «церковь-государство» и ограничение государством религиозных свобод уже просто не соответствуют ни современным представлениям людей о «должном», ни стратегической задаче принципиально нового выстраивания церковно-государственных отношений. Было бы такое соответствие - и Госдеп бы не удивлялся, и мы бы жили в другом государстве.

Из скрытой перепалки между авторами доклада о России и христианскими активистами явствует, наконец, еще одна важная вещь: религиозные свободы и право на конфессиональное самоопределение суть основания эмансипации и свобод человека. Но природа этих свобод по-разному коренится в разных культурах, поэтому устроить единый общий стандарт едва ли возможно. Именно об этом говорят оба американских текста

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий Всего комментариев: 0
Имя:*
E-Mail:
  • winkwinkedsmileambelayfeelfellow
    laughinglollovenorecourserequestsad
    tonguewassatcryingwhatbullyangry
Введите два слова,
показанных на изображении: *