Статьи30.09.2012, 00:06

Бюджет 1315 не отвечает интересам большинства россиян

Бюджет 1315 не отвечает интересам большинства россиян

Проект закона о федеральном бюджете на 2013 г. и период 2014-2015 гг. поступил в Госдуму.

С 2013 по 2015 год планируется практически заморозить долю расходов на здравоохранение в размере 3,6 % ВВП (Экспертный доклад об Основных направлениях бюджетной политики на 2013-2015 гг. Высшая школа экономики, Москва, 2012) и увеличить долю расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность с 5,6% до 6,1 %.

Исходя из данных Минфина расходы на оборону вырастут на 0,5% ВВП с 3% ВВП в 2012 до 3, 5 % ВВП в 2015 году. (http://info.minfin.ru/kons_rash.php;http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2010/08/ONBP_2011-2013.doc). Если учесть оценки Стокгольмского международного института SIPRI (http://milexdata.sipri.org/result.php4) и Института Экономической политики Е. Гайдара то за последние годы фактическая доля расходов в России на оборону составляла порядка 4,3 % ВВП. Таким образом, с учетом планов модернизации ВПК доля расходов России на оборону возрастет как минимум до 4, 8% ВВП и по этому показателю мы догоним США, оставив далеко позади развитые европейские страны. В Германии этот показатель составляет – 1, 3% ВВП, во Франции – 2, 5% ВВП, в Великобритании – 2,7 % ВВП.

До последнего времени Россия среди 15 стран - бывших республик СССР занимала по этому показателю 2 место после Грузии (5,6%), однако, если учесть, что Грузия по последним данным снизила свои расходы на оборону до 3,9 % ВВП (http://milexdata.sipri.org/result.php4), то Россия выходит на первое место среди бывших союзных республик.

В 2007 году Россия занимала 7 место в мире по абсолютной величине  расходов на вооружения (35,4  млрд. долл. США),  в 2009 году была уже 4–ой (53,3 млрд. долл. США), а в 2011 году Россия заняла 3-ье место по объему расходов на оборону, оцениваемых в 71,9 млрд. долл. США.

Такая экономическая политика вызвана планами В. Путина вложить до конца десятилетия порядка 23 триллионов рублей в переоснащение вооруженных сил и почти три триллиона - в модернизацию оборонных предприятий, перед которыми поставлена задача к 2020 году насытить армию и флот современным оружием на 70-100%. (http://volga.ria.ru/politics/20120224/82060241.html).

Конечно, это не просто блажь выглядеть крутым среди мировых лидеров, не просто рецидив советского мировоззрения времен холодной войны, пропитанного соперничеством с великими державами и гонкой вооружений.

Такая политика обусловлена незнанием того, что надо делать с огромными военно-промышленными активами, накопленными за послевоенные годы, когда на ВПК тратилось 14 % ВВП страны, неудачным опытом конверсии и реструктуризации военной промышленности в 90-ые годы, отсутствием способности к диверсификации и модернизации экономики.

На мой взгляд, такая экономическая политика проводится в ущерб экономическим интересам и здоровью большинства россиян.

Россия постоянно снижает долю расходов на здравоохранение с 5,6 % в 2003 годуhttp://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSF_NEW201112071104/VSF_NEW201112071104_p_007.htm) до 3,5 % в 2011 г. (Экспертный доклад об Основных направлениях бюджетной политики на 2013-2015 гг. Высшая школа экономики, Москва, 2012).

По последним имеющимся данным Всемирной Организации Здравоохранения (за 2009 год) Россия тратила на здравоохранение 5,6 % ВВП и занимала по этому показателю 12 место среди 15 стран - бывших республик СССР. Меньше России на здравоохранение тратили только Армения (4,6 %), Казахстан (4,5 %) и Туркмения (2,5 %).

Больше всех на здравоохранение тратила республика Молдова 12,5 % ВВП. Второе место занимала Грузия с 10,2 % ВВП. (http://www.who.int/healthinfo/EN_WHS2012_Full.pdf).

Если проанализировать структуру бюджетных расходов стран - бывших республик СССР, то их можно разделить на 4 категории:

1. Страны с высокими расходами на оборону и низкими - на здравоохранение – Россия, Армения, Азербайджан, Туркменистан.

2. Страны с низкими расходами на оборону и высокими – на здравоохранение – Эстония, Литва, Латвия, Молдова, Белоруссия.

3. Страны с высокими расходами на оборону и здравоохранение – Грузия, Украина.

4. Страны с низкими расходами на оборону и здравоохранение – Казахстан, Таджикистан, Узбекистан.

В этой связи важно подчеркнуть, что в США при высокой доле расходов на оборону в 4,7 – 4, 8 % ВВП,  доля расходов на здравоохранение постоянно растет и составляет 19,6 % ВВП, причем на здравоохранение тратится 17,6 % всех бюджетных расходов, в то время как в России по данным ВОЗ - только 8,5 % расходов бюджета.

Китай тратит на оборону немного - 2,2 % ВВП и также немного на здравоохранение - 5,1 % ВВП.

В Европе средний уровень расходов на здравоохранение составляет 9,3 % ВВП, а доля бюджетных расходов на здравоохранение – 14,6 %.

C показателем общих расходов на здравоохранение имеет прямую корреляцию один из основных индикаторов качества системы здравоохранения - ожидаемая (при рождении) продолжительность жизни .

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России выросла с 69 лет в 1990 году до 70 лет, достигнув уровня СССР 1964 – 1965 годов. Однако, по этому показателю Россия по данным ООН занимает 112 место, уступая Литве, Латвии, Армении, Эстонии, Грузии.  (http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_life_expectancy#List_by_the_CIA_World_Factbook_.282011_estimates.29).

Заложенные параметры Бюджета на 2013 – 2015 гг. наглядно показывают, что истинный «план Путина» и «медведевская модернизация» направлены на милитаризацию экономики. Нам такой бюджет не нужен. Нам нужен социально-ориентированный бюджет.

Конечно, в краткосрочной перспективе оборонные предприятия получат возможность закупить новое оборудование, их рабочие получат прибавку к зарплате, а военные – очередную прибавку к жалованию и пенсиям, возможно даже, будет выпущено новое вооружение. Однако, здравоохранение, образование и наука будут стагнировать.

Результатом исполнения такого бюджета станет консервация структурных диспропорций, доставшихся в наследство от СССР, сохранение плохого инвестиционного климата и отток капитала за рубеж, слабая инновационная активность отраслей, работающих на человека, отставание от других стран в развитии человеческого потенциала.

Пришло время властной, научной, культурной «элите» общества «включить» мозги и совесть, проявить смелость и выступить против проводимой экономической политики. На депутатов надежды нет.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий Всего комментариев: 0
Имя:*
E-Mail:
  • winkwinkedsmileambelayfeelfellow
    laughinglollovenorecourserequestsad
    tonguewassatcryingwhatbullyangry
Введите два слова,
показанных на изображении: *