Статьи2.10.2012, 10:07

Без модернизации авиация в России вымрет

Без модернизации авиация в России вымрет

После трагедии в Индонезии, когда во время показательного полета внезапно рухнул лайнер «Супеджет-100», в России вновь заговорили о катастрофической ситуации в отечественной авиации. А комиссия Общественной палаты по национальной безопасности и вовсе резюмировала: она почти умерла. Генпрокуратура назвала главную причину авиакатастроф: восемьдесят процентов из них связаны с человеческим фактором, а вовсе не с техникой. И примеров тому предостаточно, не только гибель хоккейной команды «Локомотив»...

Проверки показали, что к полётам на пассажирском авиатранспорте зачастую допускаются люди, не имеющие необходимой практики. Потеряны профессионализм, преемственность поколений, инструкторский состав, - признают эксперты, - лётный минимум сдается на тренажерах, которые устарели, а в программы подготовки не внесены современные изменения.

Грамотных летчиков явный дефицит, потому авиакомпании нередко принимают на работу тех, кого уволили с предыдущего места работы за какие-нибудь погрешности. При этом в Госдуме на полном серьезе обсуждают вопрос о найме зарубежных летчиков. Ведь ежегодно требуются пилоты на «боинги», «аэробусы», «суперджеты».

Не лучше дела в военной авиации. Отмеченное недавно 100-летие российских ВВС профессионалам особого оптимизма не внушило. На форумах в интернете этот праздник называли «потёмкинской деревней», где за красивым фасадом скрыты системные проблемы.После распада СССР началась деградация лётного состава. Сегодня средний налет военного летчика составляет около 65 часов в год, хотя для поддержания навыков пилотажа необходимо провести за штурвалом минимум 100 часов. Для сравнения: средний годовой налет пилотов ВВС США - 200 часов. А ещё у них есть резерв, «второй эшелон»: это пилоты и самолёты ВВС Национальной гвардии. В отличие от нас, там устаревшие машины не отправляют в металлолом, а «возрастных» пилотов не гонят поганой метлой. США готовы и к «большой» войне, и к потерям лётного состава и техники, которые придётся компенсировать, что называется, на ходу...

Что касается системы подготовки военных летчиков, инженеров и специалистов, то у нас и она практически разрушена. Минобороны допустило явную ошибку, ликвидировав несколько лётных училищ. А перевод академии Жуковского в Монино повлёк за собой ликвидацию материально-технической базы учебного заведения.

«Подготовка квалифицированных специалистов - самая серьезная проблема нынешней российской армии, - убежден Александр Кошкин, один из самых опытных пилотов штурмовой авиации ВВС России, - это очень сложный и дорогостоящий процесс, однако за последние годы я лично наблюдал две волны массовых увольнений классных боевых летчиков. Сегодня отчисляют за ненадобностью последних асов, которые могут противостоять вероятному противнику. Я не уверен, что в ВВС России найдется хотя бы полк готовых к войне летчиков-штурмовиков или истребителей. А ведь ещё двадцать лет назад мы могли на равных конкурировать с США и Западной Европой, могли остановить любого противника. Сейчас Россия не готова к серьезной войне ни с кем. Под этим неутешительным вердиктом подпишутся и летчики военно-морского флота - после 1991 года они технику не получали; над Чёрным морем, к примеру, до сих пор летают противолодочные «старички» Бе-12 (первый полёт эта машина совершила в 1960 году). Противолодочные Ил-38 Северного и Тихоокеанского флотов - такого же возраста (1961 год)...

По официальным данным, только в 2009 году с военной службы в ВВС уволены около 65 тысяч офицеров. Многие не смогли спокойно наблюдать за развалом авиации и ушли сами. Даже знаменитые пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» начали покидать службу. Их просто выживают из армии. На лётной базе в Кубинке убрали солдат, и пилоты теперь сами ходят в караул, в наряды, исполняют всякие хозяйственные обязанности вместо того, чтобы повышать профессиональные навыки. По словам уволившихся офицеров, половина базы уже продана «коммерсантам», а военных в скором времени могут и вовсе прогнать с объекта.

Как известно, в прошлом году правительство утвердило государственную программу вооружения на 2011-2020 годы. ВВС России должны получить 1500 новых самолетов и вертолетов, а также провести полную модернизацию имеющейся техники. Однако последствия 1990-х и 2000-х годов военно-воздушные силы будут ощущать ещё не одно десятилетие. Ведь потребуется восстановление оборонно-промышленного комплекса, не способного сегодня обеспечить серьезные темпы ежегодного производства авиатехники. Предприятиям фактически заново придется приобретать авиастроительный опыт, утраченный за годы «реформ». Но, главное, нужно вновь создавать систему обучения и подготовки специалистов. А это процесс не дешёвый и не быстрый. Учить и учиться по схеме «взлёт - посадка - в бой», как во времена Великой Отечественной, современная авиация не позволяет...

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий Всего комментариев: 0
Имя:*
E-Mail:
  • winkwinkedsmileambelayfeelfellow
    laughinglollovenorecourserequestsad
    tonguewassatcryingwhatbullyangry
Введите два слова,
показанных на изображении: *